"Человек из ресторана" в Театре на Малой Бронной

По повести Ивана Шмелева
Постановка Андрея Лукьянова
В ролях: Виктор Сухоруков, Наталья Селиверстова, Дмитрий Павленко.

Прежде всего, "Человек из ресторана" - спектакль непростой. Хотя в нем довольно много танцуют, поют и пользуются светотехническими эффектами. Ходить на него только ради отдохновения души не имеет смысла, это скорее зрелище для душевной работы, для мыслей после и размышлений во время.
Главный герой - "человек" из ресторана, вся жизнь которого с утра до поздней ночи - это сплошной звон посуды, беготня с омарами для чужих ртов, жизнь лакея, которого подзывают ленивым жестом изнеженного мизинца. Метрдотель для него - предел карьеры, он почти Гость, а лакей - ему и брюки сигарой прожечь можно, и детей его в школе кухаркиными детьми обозвать. А между тем, те, что выше - Гости - на порядок безобразнее его душой, женщины для них - игрушка для "нумеров" и предмет торга, жены - объект для издевательств, деньги - цель и мусор одновременно, святыни - колбаса, водка и червонец. И тот самый "человек" из ресторана - лишь мелкая пыль под ногами, подставка для подноса с пирожками.
А у него-то ведь и есть главная жизнь: скорби и печали обычного человека, маленькие радости (покупка граммофона), светлые мечты (чаепитие на собственной яхточке) и их крушение; сын, попадающий в тюрьму за страсть к химическим опытам, обманутая дочка и рождение внучки, и все - подлинное, не купленное за сверкающие миллионы, а выстраданное всей жизнью - чистой, "без соринки прожитой". И именно он - "человек" - и есть Человек, на котором держится людская религия порядочности и любви, не дающей унестись цивилизации в омут цинизма. Его тяжелой, но честной работой, его слезами и твердостью души не дающей. Поэтому без длинных монологов, которыми насыщен "Человек из ресторана", не обойтись - они необходимы как исповедь, здесь одной энергетики, пусть даже сухоруковской, недостаточно. Здесь пот, кровь и слезы - все в чувствах, в словах, в стоне - потому лучше, чем Виктор Иванович, актера на главную роль вряд ли можно было найти. Когда снаружи - через край, а внутри - на порядок больше.
- Я в нем так кричу, так рыдаю, как не рыдал никогда! - признался перед премьерой Сухоруков.
Но и партнеры Сухорукова - все как на подбор, в абсолютной гармонии слаженного ансамбля.
Для тех, кто в театре привык расслабляться и хохотать, на "Человека из ресторана" ходить не резон. Это - для тех, кто устал от безнравственных циников с душой тугом кошельке, для людей-Человеков, живущих простыми и вечными истинами, что гораздо сложнее, чем заработать и пропить миллион в душном ресторане.

Светлана ШАЙДАКОВА
"Комсомольская правда"








Hosted by uCoz