"Я уехал из Питера императором, а вошел в Москву шутом."


Беседа на радио "Эхо Москвы" от 22 июня 2003 года, ведущие Ксения Ларина и Вита Рамм.

К. ЛАРИНА - Я теперь коротенечко напомню звездный путь нашего гостя. А можно называть дату рождения, не страшно?
В. СУХОРУКОВ - Все говорите.
К. ЛАРИНА - Виктор Сухоруков родился 10 ноября 1951 года в знатном городе Орехово-Зуево Московской области. В 70 году окончил школу, после армии работал 2 года электриком, в 74 поступил в ГИТИС, диплом которого и получил.
В. СУХОРУКОВ - Кстати, в этом году будет 25 лет, как мы его закончили.
К. ЛАРИНА - С ума сойти! А кто мастер?
В. СУХОРУКОВ - Астальский, Леверт, Козырев, земля их пухом. Астальский жив, здоров, сегодня придет ко мне на кино, отчитываться буду.
К. ЛАРИНА - Классно, потому что я тоже закончила ГИТИС.
В. СУХОРУКОВ - Прекрасно. Вы меня по блату и пригласили.
К. ЛАРИНА - С июля 78 года актер Ленинградского Театра Комедии, в 83-м Сухорукова оттуда выгнали, он стал бродяжничать, работал грузчиком. В 86-м Виктора пригласили в Театр Ленинского Комсомола, ныне Театр Балтийский дом". Это все в Питере. С 93 года работал в Театре на Литейном. В 95-м вернулся в Театр Комедии, из которого ушел в 2001 году. Самые известные кинороли: Ленин-зэк в "Комедии строгого режима" и старший брат в фильмах "Брат" и "Брат-2". В 2003 году роль императора Павла, радикально меняющая образ актера в картине Виталия Мельникова "Бедный, бедный Павел".
В. СУХОРУКОВ - И не только образ, но и самого Сухорукова.
К. ЛАРИНА - Российскую историю меняет, вообще, этот фильм абсолютно.
В. РАММ - Может быть, насчет истории, я посмотрела фильм на "Кинотавре", историки, наверное, литературоведы даже будут спорить. И мне кажется, что это очень хорошо, что фильм будет как-то стимулировать наши знания, о которых мы забыли или не знали даже, как-то вернуться к нашей истории. Но сам по себе фильм, если даже ничего не знать о российской истории того периода, этот период очень трепетный, вызывающий слезы. И все, что там делает Виктор Сухоруков, это действительно меняет и образ Виктора на экране, и его творческий потенциал раскрывает до... горизонта нет.
К. ЛАРИНА - Я сразу хочу сказать, что у меня есть один Павел I, которого я забыть не могу. Это Павел I Олега Борисова в Театре Российской Армии. Там тоже была попытка про этого человека рассказать по-другому, не так, как мы привыкли читать в учебниках истории.

В. СУХОРУКОВ - А его имя должно было здесь возникнуть, потому что он нами был вспомянут. Именно в память о нем и снимался фильм. Просто я хочу немножко подкомментировать высказывание Виты, мне это очень приятно. Дело в том, что историки имеют право спорить, и мы имеем право выдавать свои версии, потому что и мы не из пальца высасывали, мы тоже уходили в документы. И если будет спор, дискуссия, значит, это и есть раскрытие тех "белых пятен" в истории. Чем больше версий, тем больше дискуссий. Самое главное, не говорите нам, что мы не правы, не упрекайте нас в том, что мы переписываем историю. Мы просто художественно оформили одну из версий. Видит бог, мы делали это с чистой совестью и с памятью об Олеге Борисове, потому что Олег Борисов дружил с Виталием Мельниковым. И именно он должен был играть эту роль. Но так сложилась судьба, и, как сказал Виталий Мельников: "Мы предполагаем, бог располагает". Сначала ломалась страна, потом не было денег, потом умирает великий актер. Что делать, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. На этом пути возник весь Сухоруков. Тут я тоже хочу отметить одну великолепную деталь. Люди, живя, глядите вокруг вас идущих, живущих, невнимательных и любящих людей! Самое главное, не сорите дурным словом только потому, что все непредсказуемо в нашей жизни. И если бы не моя подруга Наташа Дубова, которая была помрежем в 90 году в "Счастливых днях" у дебютанта Балабанова, если бы она не дружила с Таней Бузян, ассистентом по актерам Ленфильма, опытнейший человек, и если бы они не были подругами и не сидели за столом за чашкой чая, и Наташа на сказала Тане: "Витю подсуньте, Витю покажите Мельникову". И если бы Татьяна Бузян не взяла эту кассету и не ринесла к Мельникову, и если бы Мельников не посмотрел эту картину, которую не видел... Вот так все складывается в нашей жизни.
В. РАММ - Да, это было смелое решение.
В. СУХОРУКОВ - Все могло бы быть иначе, потому что параллельно с этим, я не скрою, потому что горжусь своим результатом в "Бедном, бедном Павле", я действительно превзошел самого себя, может быть, потому что знаю, как мне все это далось. Потому что параллельно с утверждением были антиутверждения, были интриги, были отговоры.
В. РАММ - Еще бы! Каждый мечтает о такой роли.
В. СУХОРУКОВ - Предлагались другие кандидатуры очень талантливых и достойных актеров. И я только благодарю сейчас всех - и друзей, и противников - за то, что я все-таки сделал это. И хочу сказать всем актерам, которые очень желали сыграть эту роль: друзья, я вас не подвел.
К. ЛАРИНА - Не секрет, что профессия артиста сильно девальвировалась за последние годы, благодаря многим причинам, новым рыночным условиям, и самим артистам, но тем не менее...
В. СУХОРУКОВ - Я вдогонку хочу сказать, именно к этому. А если человек более серьезно, может быть, даже по старинке, немножко архаично, усиленно или яростно занимается этой профессией, он уже ненормальный. Есть такое мнение.
К. ЛАРИНА - Что у него что-то с головой. Так вот, Виктор Сухоруков - один из тех редких актеров, когда смотришь на эти работы на экране телевизора или в кино, не понимаешь, как это делается. Таких артистов раньше было много. Думаешь: боже мой, как же он это делает, как это делается? У меня вопрос простой. Я знаю, что Витя никаких особых тайн не раскроет, как это делается. Это понятно.
В. СУХОРУКОВ - Все скажу.
К. ЛАРИНА - Но сочетание, чего здесь больше, в данной работе "Павел I" - работы с документами, интуиции, художественного вымысла, моего собственного воображения? На чем основывалась кухня, работа над образом?
В. СУХОРУКОВ - Есть такое понятие в кулинарии - ингредиенты. Это и есть ингредиенты, только в моей профессии. Конечно, можно недосолить, пересолить, можно переиграть, переборщить. Это и есть процесс. Может быть, талант человека заключается в том, чтобы обмануть вас, вызвать интерес и обмануть. А вы ищите эти нитки и узелки. И чем быстрее вы их найдете, тем я бездарней, либо деградированней.
В. РАММ - Когда я смотрела "Бедный, бедный Павел", не могла не поражаться тому, что все-таки это в наше время. Костюмный фильм, декорации, все эти костюмы прошлых веков. Очень сложно сохранить роль, характер и не быть ряженым. Это была очень большая опасность.
В. СУХОРУКОВ - Так спина болела. А как же? "Держи спинку, Витя!" - говорит костюм, говорит Павел Петрович. Лариса Конюхова - гениальный художник, у нее огромное количество премий и наград, но скромнейшей души человек. Она даже стесняется фотографироваться. А я ей говорю: "Лариса, я все равно на всю страну прокричу о тебе!" - "Ой, перестань, перестань, ну тебя!" А сама дотошно, скрупулезно чистила пуговки, зашивала манжетики. Она филигранно одевала всех нас. И после этого какой-то ученый Мандолаев сказал, что это пронафталиненные костюмы. Ну, друзья, будьте внимательны и уважительны к тому труду, который остается за кадром! И костюмы были блистательны. Почему я это подчеркиваю? Они тоже помогали мне быть императором, потому что, я вам расскажу одну историю, мы переснимали один из огромных эпизодов коронации Павла Петровича, и была очень большая массовка. А так как это была пересъемка, то во время набора массовки уже стояла очередь, все очень хотели попасть именно на эту съемку. И когда я проходил сквозь строй или сквозь ряды своих подданных, была репетиция, я вышел, его величество Павел I, так они вдруг закричали: "Павел, Павел!", зааплодировали. Поэтому пришлось даже остановить репетицию, и режиссер сделал им замечание, что так вести себя не пристало.
К. ЛАРИНА - Кстати, процесс превращения артиста в персонажа очень точно воспроизведен в фильме, о котором мы сегодня упоминали, "Комедия строгого режима". Там с героем как раз тот самый случай и произошел.
В. СУХОРУКОВ - Там телогреечка тоже помогала, как и здесь. Я просто хочу закончить о костюмах Павла, потому что костюмы очень и очень помогали, даже когда мы снимали с Янковским сцену, снимали мою сторону, а Янковский был весь одет, упакован в исторический костюм, и он не разделся, он продолжал со мной работать, отсняли эпизод. И вдруг он шепотом закричал: "Снимите с меня этот мундир, у меня все болит!" Теперь про "Комедию строгого режима". Спрашивайте, Ксюша.
В. РАММ - Я хотела спросить о том...
К. ЛАРИНА - Так хотели тебя видеть, что перебивая друг друга, разговариваем.
В. РАММ - Когда Вы попадали не в Ваш личный костюм, а вся эта атмосфера, декорации и костюмы, и Вы знали, что Вы будете сниматься в костюмном фильме, что самое опасное в этом? Стать ряженым?

В. СУХОРУКОВ - Я начинаю веру в сюжете, в сценарии. Если есть недостатки даже в том же "Бедном Павле", мы о них знали. Но есть проблемы и финансовые, и объектные. Нам не дал Петровский снимать в Эрмитаже. Вот вам и Питер. Все ругаемся, Москва - Питер, а в Питере мы иногда наталкивались на недоброжелательство. Я хотел ответить на вопрос. Нет, костюм - ведь это уже дело третье. Самое главное, тебе дают историю. В этой истории твое место. Я вхожу в эту комнату, мне дают мой голос, мою интонацию, мои ритмы, сговариваемся с режиссером. И только после этого мы идем и уже примеряем ботиночки, рубашечки и т.д. И это как бы идет в помощь, в довесок. То есть банку сгущенки к макаронам или, наоборот, к сгущенке макароны. Если в наше время давали к дефицитам не дефицит, то тут все наоборот.
К. ЛАРИНА - Очень важно, что это реальный человек, историческая личность. У меня есть один традиционный вопрос к актерам, которые грают реальных людей. Насколько здесь важна та самая абсолютная идентичность? То, что был реальный человек по фамилии Иванов Иван Иванович и артист Иванов Иван Иванович.
В. СУХОРУКОВ - Отвечаю. Раз есть версии, значит, мы допускаем любое. У нас был вариант пойти путем полного факта, но тогда надо было искать другого актера, потому что у него глаза были голубые. Можно линзы вставить, все, что угодно. Но не в линзах же дело, друзья мои. Здесь что-то ажное. Ведь не лик мы оставляем в истории, а оставляем нечто большее, чем могут воспользоваться народы, поколения. А что глазки? Поморгал, поморгал, да помер. Это я так.
К. ЛАРИНА - А можно научить быть артистом?
В. СУХОРУКОВ - Можно.
К. ЛАРИНА - После окончания института прошло сколько лет, прежде чем Виктор Сухоруков стал известнейшим, талантливым человеком.
В. РАММ - Но ведь талант-то был, наверное?
К. ЛАРИНА - А был талант, Вить?

В. СУХОРУКОВ - Он был, конечно. Я вам больше скажу. Скажете: "какая самонадеянность!" Но я уже не молодой человек, поэтому имею право так рассуждать. Я-то думал, что проснусь знаменитым после фильма "Бакенбарды" Юрия Мамина, но была перестройка, был хаос.
В. РАММ - И рухнул фильм в этот прокат.
В. СУХОРУКОВ - Хотя фильм в Испании получил премию, как-то Сухорукова не заметили, а мне кажется, был грандиозный дебют. Я думал, проснусь знаменитым после "Комедии строгого режима". У меня есть гениальная роль. Я говорю об актерских работах. Это "Про уродов и людей". А до этого у меня был фильм "Замок", черт возьми, по Кафке, где я играю Иеремию вместе с Анваром Либабовым мы играем помощников землемера. У меня были прекрасные работы. У меня есть грандиозная работа, она растворилась в расколах границ между республиками. "Хромые внидут первыми" Михаила Каца, Одесская киностудия. Я играю там Руфуса по произведениям Фланнери О'Коннор, 30-е гг. Грандиозная работа у меня там. К сожалению, даже кассету найти не могу. Я ищу этого Мишу. Миша, тзовись, подари мне мою биографию! Были и другие картины. Что "Брат", "Брат-2"? Это история страны, это моя биография, это течение жизни. А события были у меня в совсем других местах, а их почему-то не заметили. Так же, как и сегодня "Бедный, бедный Павел" много шума наделал на "Кинотавре".
В. РАММ - Даже загорать не мог Виктор, поклонники выступали./i>
В. СУХОРУКОВ - Но море шумит, солнце греет, и много прекрасных, красивых людей, с которыми можно встречаться, общаться, пить и думать о будущем.
К. ЛАРИНА - Витя, а что-нибудь оседает от ролей внутри?
В. СУХОРУКОВ - Да. Я не люблю глагол "вживаться". Я больше...
К. ЛАРИНА - Сухоруков - артист "с погружением", что называется.
В. СУХОРУКОВ - Да, я погружаюсь, внедряюсь, вторгаюсь туда. У меня метод Михаила Чехова. Я как бы туда влезаю, а потом сам же вылезаю и как бы слежу сам за собой, где-нибудь выше левого плеча или правого плеча наблюдаю за тем, что Сухоруков в той или иной роли делает. Видите, екрет открыл. И трудно выходить оттуда, где много любви. Удивительно. Я влюбляюсь. Без любви не будет обаяния, без обаяния даже отрицательный персонаж становится неинтересным. Потому что завладеть зрителем нужно именно через обаяние.
К. ЛАРИНА - Обаятельный отрицательный персонаж - это вещь опасная.
В. СУХОРУКОВ - Ну, что ж, ничего страшного. Для того есть и врачи, психологи, все, что угодно. А потом, если слаб человек, то он не только от кинематографа слабеет, а и от свежего яблочка. По-всякому бывает. Трудно вылезать. У меня было так и с "Уродами", и сегодня я еще не то чтобы живу с Павлом Петровичем, но я как бы продолжаю смотреть свое кино. Я сегодня на всю страну хочу признаться. Как только меня утвердили на роль, я стал сочинять свое параллельное кино. Я его снимал до начала съемок, после съемок каждого дня, после окончания съемок. Я его снимал, и теперь у меня есть два фильма: мой фильм и фильм Виталия Мельникова.
К. ЛАРИНА - Чей лучше?
В. СУХОРУКОВ - Мой, конечно, лучше. Он богаче, фантазии больше, но он и дороже по деньгам.
В. РАММ - СПБ не дал ни копейки.
К. ЛАРИНА - Ладно, уже все сняли, уже все произошло.

В. СУХОРУКОВ - Слава богу, пусть гордятся.
В. РАММ - Но произошло очень достойно.
В. СУХОРУКОВ - И мы этой радостью делимся с городом.
В. РАММ - Я хочу напомнить о том, что сейчас, если вы быстро-быстро соберетесь, еще успеете, наверное, купить билеты. В 14:00 в Доме кино программа российского кино, большой зал, премьера фильма "Бедный, бедный Павел", если не хотите дотерпеть до осени.
К. ЛАРИНА - Я специально распечатала то, что идет на пейджер, чтобы процитировать. Потому что таких потоков секса, которые распространяет в эфир наш сегодняшний гость, я ни от кого еще не чувствовала.
В. РАММ - Как?
К. ЛАРИНА - Никто, кто сидел на этом месте, уж такие были красавцы! Такого не было. Эффект прямого действия, Вить.

В. СУХОРУКОВ -Не понял.
К. ЛАРИНА - Пожалуйста. "Читала в прессе, что Виктор свободен. Мечтаю с ним встретиться. Тамара (с телефоном)". "Виктор необыкновенно талантлив и очень сексуален, это мужчина моей мечты! Умоляю, дайте ему мой телефон. Галя (с телефоном)". "Витя, позвони! (и телефон)". "Виктор, Вы гениальны! Калерия Давыдовна, Петербург". "Витюша, только позови! Оленька (и телефон есть)". "Виктор, мы вас так уважаем! Самое приятное - родиться таким талантливым, как Вы. Спасибо за Ваши роли. Елена". "Помнишь ли ты меня? Я тебя никогда не забуду. Вспомни токайское. Света". "Витя, я буду ждать тебя всегда! Катя Купчина. Позвони мне, позвони".
В. СУХОРУКОВ - Все, больше я газету "Из руки в руки" покупать не буду.
К. ЛАРИНА - Как это объяснить? Что это такое?
В. СУХОРУКОВ - Это и есть иллюзия радио.
В. РАММ - Нет, я думаю, что все они видели.
В. СУХОРУКОВ - Я сижу боком, уши у меня висят на плечах...
В. РАММ - А фильмы куда деть, романтическое отношение как?
В. СУХОРУКОВ (шепчет) - Любовь, любовь... ай лав ю!
К. ЛАРИНА - Про любовь не зря сказала. Разве такое услышишь? Это просто ужас какой-то!
В. РАММ - И все с телефонами.
К. ЛАРИНА - Кстати, я потом Вите передам.

В. СУХОРУКОВ - Кажется, ушли от вопроса. Что мне теперь делать-то?
В. РАММ - Что дано, то дано.
К. ЛАРИНА - Да, другие стараются все, пыхтят, пыжатся, чтобы из себя извлечь хоть какую-то...

В. СУХОРУКОВ - А вы не пыжьтесь, и пахнуть не будет.
К. ЛАРИНА - Вот! Спокойствие, как говорил Карлсон. Есть еще один вопрос от мужчины, который упрекает Виктора, что он себя очень часто ведет, как шут гороховый.
В. СУХОРУКОВ - Слушаем.
К. ЛАРИНА Ц Поэтому я, естественно, задаю вопрос про театральную премьеру будущего сезона в Театре Вахтангова, где Виктор действительно играет шута в трагедии Шекспира "Король Лир".
В. СУХОРУКОВ Ц Да, тоже счастье моей жизни: Владимир Мирзоев - режиссер, Максим Суханов - замечательный актер и партнер и руководитель Театра Вахтангова Михаил Ульянов, - пригласили меня на роль шута в "Король Лир". Я откликнулся сразу и с удовольствием. Спектакль должен был выйти уже в конце апреля, по техническим причинам он перенесен на сентябрь. И 3 сентября я действительно буду шутом. Дай бог, доживем, все будет нормально. И тут даже я немножко опять сыронизирую сам над собой. Куда от шутовства денешься? Я уехал из Питера императором, а вошел в Москву шутом. Вот такая история. А что касается шута горохового, это моя работа. Я исхожу от собственного восприятия телевидения с радио. Если я выхожу к людям. к зрителям, они все равно зрители. И как бы я ни сидел в экране, стоял ли, если я прихожу Виктором Сухоруковым, все равно я - шоу, я себя показываю, я сейчас даю себя слушать. Давайте сыграем в две секунды такую роль. Спросите: "Виктор Иванович, как живете?"
К. ЛАРИНА - Виктор Иванович, как живете?
В. СУХОРУКОВ - Ну, что Вам сказать? Вы знаете... и полчаса. Да на фига мне это надо? Конечно, я поддаю маленько, куражусь, немножко шокирую, и, естественно, есть определенная маска, маска Виктора Сухорукова в той или иной передаче. Могу я быть серьезным, да еще каким. Злым могу быть, каким угодно могу быть. Но, друзья мои, я тогда вам буду не интересен.
В. РАММ - Виктор, я слушаю Вас, слушаю хорошую русскую речь. Мне кажется, что втайне Вы очень любите сидеть у себя дома, в кресле, и огромная куча книг, которая прочитана и перечитывается, и новые книги, которые будут еще читаться. Мне кажется, что Ваше хобби - это чтение книг. Да?
В. СУХОРУКОВ - Иллюзия. Никогда не был в библиотеке, и книги у меня очень выборочные. Другой вопрос, когда задают вопрос: "читаете ли Вы?" Конечно, я читаю, а не капусту жую. Сегодня сама профессия, моя жизнь диктует мне перечень литературы. Я читаю вокруг роли, вокруг истории и прекрасно обогащаюсь. Работая на Павлом, перечитал столько литературы, до которой я, наверное, и не дошел бы, и рука моя не коснулась. Таким образом я сам усовершенствуюсь, сам развиваюсь и несу просветительство в массы.
К. ЛАРИНА - Мы тут вспоминали все фильмы, в которых Виктор Сухоруков сыграл.
В. СУХОРУКОВ - Прочитали список, я теперь уже кокетничать начал.
К. ЛАРИНА - Фильмы потрясающие просто. Фильм очень сложный психологически.
В. СУХОРУКОВ - Какой?
К. ЛАРИНА - Очень многие. "Про уродов и людей". Тяжелое кино и для актеров, и для зрителя. Потому что просто так его посмотреть нельзя. Пришел, расслабиться, посмотреть фильм "Про уродов и людей".
В. СУХОРУКОВ - Да, вкусовой фильм.
К. ЛАРИНА - Вить, у меня такой вопрос. Существуют какие-то запретные вещи в искусстве? Или в искусстве можно все?
В. СУХОРУКОВ - Конечно. Я по натуре своей матершинник. В жизни я матершинник. Но я терпеть не могу матерного слова в литературе, в искусстве, в кино, в прессе. Я считаю, что это должно быть запретным. Нам говорят: для крепости...
В. РАММ - Для реальности.
В. СУХОРУКОВ - Для реализма, для эмоций... Ну, тогда давайте, извините, дерьмо жрать настоящее, пусть у нас будет половой акт превращен в порнографию...
В. РАММ - Уже делают.
В. СУХОРУКОВ - Я считаю, что это плохо. Потому что искусство - это все равно иллюзия...
В. РАММ - Тайна.
В. СУХОРУКОВ - Нет, даже не тайна. Это загадка. Я должен дофантазировать во всех отношениях. Я должен себе придумывать, мне должны давать намек, а не конкретику. Я так думаю. Но если Вы задали мне вопрос из области идеологии, корректностей всяких, политических, социальных и бытовых, я, к стыду или к греху, мало об этом задумываюсь. Мне самое главное - вызвать у людей интерес и качественно выполнить свою задачу. А за этим пусть следит... кто режиссер, кто сценарист, кто редактор, продюсер, черт возьми, в конце концов. Хотя на сегодня бывают такие продюсеры, которые богаты, а в искусстве очень мало разбираются. Но они растут.
К. ЛАРИНА - Но продюсеры тоже могут спровоцировать актера на какие-то запредельные вещи. Это чувствуется.
В. СУХОРУКОВ - В гроб не лягу. Есть вещи, которые я не буду делать.
В. РАММ - А на "Кинотавре" Вы ходили, смотрели фильмы?
В. СУХОРУКОВ - Да.
В. РАММ - Вы смотрели "Старухи"?
В. СУХОРУКОВ - Да, видел, обрыдался.
В. РАММ - Там старухи говорят совершенно, особенно один персонаж, не слова, а сплошная ма
В. СУХОРУКОВ - Хорошо сказал человек из ваших людей: "Это ее природа". Она это делала настолько органично, как трава под окном, как труба с дымом, как танк едет. Она это делала настолько легко и без акцентов, что... я поначалу как-то вздрогнул, даже не понял. Потом услышал, ухмыльнулся. Потом засмеялся. Но я не был оскорблен этим.
В. РАММ - То есть это не специально придумано, и для того чтобы вызвать интерес?
В. СУХОРУКОВ - Конечно, если бы ей написали и сказали: "А ну-ка, пошли их всех на три буквы", она по бумажке послала бы так, что сказали бы: "Ну, господи, научили немецкому языку". А так она в этом живет, это ее природа.
К. ЛАРИНА - Когда про какого-то актера говорят, что "он такой артист, он может сыграть телефонную книгу", у меня все время возникает вопрос, а интересно ли это самому артисту, играть телефонную книгу. Если говорить об уровне сценариев, литературы, которая сейчас предлагается и Вам в том числе, Вы выбираете по этим критериям, "интересно ли мне это"?
В. СУХОРУКОВ - Когда есть выбор, конечно, выбираю.
К. ЛАРИНА - Или можно придумать что угодно, из любого дерьма сделать роль?
В. СУХОРУКОВ - Нет, это тоже заблуждение. Очень важный первый этап - материал, литература. Я с этим столкнулся. Второй момент, конечно, режиссер, насколько он тоже талантлив. Я человек, который подчиняется режиссеру. Я без режиссера очень трудно работаю. Мне он нужен. Это очень важная профессия или специализация в искусстве, и многое зависит оттого, в какую историю тебя зовут, кто зовет, и с каким воспитанием, с какой культурой человек. Это все очень важно. Но не угадаешь. Я обжигался. Я знаю, что не все зависит от актера, будь ты хоть трижды талантлив.
К. ЛАРИНА - Вообще, время - удивительная вещь. Я вспоминаю ахматовские, по-моему, строчки, что когда человек умирает, изменяются его портреты. Гибель Сережи Бодрова изменила кино абсолютно. Сейчас, когда показывают по телевизору "Брат" и "Брат-2", это совсем другое восприятие, другой фильм. Не тот фильм, который был при его жизни. Вы это сами ощущаете? И вообще, мне бы хотелось, чтобы Вы про Сережу несколько слов сказали. ,/i>
В. СУХОРУКОВ - Тогда я сразу поправлю. Я не считаю, что он погиб. Пусть думают обо мне, как хотят. Я назвал это уходом. Он ушел, как Экзюпери улетел, как Македонский уплыл. Почему я сравниваю Сергея именно с такими людьми? Потому что он останется в истории, потом он трансформируется в легенду, и в результате пройдут десятилетия, а может быть, и столетия, он будет одним из тех, кто будет олицетворять наш век. И его имя можно будет написать на каком-нибудь латуниевом значке и отправить в космос, как знак Земли. И я это без какого-то пафоса говорю.
Что касается дальнейшего Вашего вопроса, ответ у меня есть. Я впервые, может быть, так громко об этом заявлю. Мне показалось, когда он ушел, он словно сказал мне: "Забирай мою славу". До этого как-то я почувствовал популярность, узнаваемость, какое-то уважение. Но как только он исчез, она на меня обрушилась. И у меня вдруг до какого-то жара в животе возникло ощущение, что словно он груз своей популярности оставил мне. Конечно, это неправильно, несправедливо. Может быть, это я так объясняю сегодняшнюю свою популярность. Я его очень люблю. Я с этой любовью к нему и остался. Хотя последняя наша встреча была грустной. Я плохо с ним простился, потому что обиделся, что он не написал мне роль в этом же сценарии "Связной". И мы с ним встретились в кинотеатре, он: "Витюша...", туда-сюда, он пригласил меня к себе в новую квартиру, они там сделали ремонт, жена была еще беременная. Он хотел, чтобы я прочитал сценарий. Я не буду много говорить, потому как мне неловко. Только скажу, что я ему тогда, вместо того чтобы сказать "спасибо", говорю: "Вот, не написал мне роль!" А он только покраснел и сказал: "Ну, Витюш, ты великий, какая роль?" Я даже в этом засомневался. Было такое. Вот я вам и признался. Будем его помнить, будем его любить. Когда-нибудь встретимся.
К. ЛАРИНА - Вить, спасибо большое, мы Вас отпускаем и ждем Вас. Теперь мы должны дружить, приходите.
В. СУХОРУКОВ - Будем.
В. РАММ - Будем ждать в сентябре...
В. СУХОРУКОВ (поет) - Живи спокойно, страна!..



Написать письмо Виктору
На главную страницу





Hosted by uCoz